План работы школьной музейной комнаты "Память" на 2023-2024 учебный год.
Программа развития школьной музейной комнаты на 2023-2026 год
Перспективный план работы школьного музея "Память" на 2021-2022 учебный год
Школьный музей - это общественное объединение, созданное совместными усилиями педагогов и учащихся и являющееся элементом дополнительного образования и воспитания детей. Использование материалов музея в обучении активизирует учебный процесс и поднимает у учащихся интерес к знаниям вообще. Очень важно, что улучшается работа по установлению межпредметных связей, особенно между такими предметами, как география, биология, история, литература.
Музей является центром патриотического воспитания школьников. На основе музейных материалов дети учатся писать исследовательские работы. Находят много новых фактов, систематизируют, сравнивают, делают выводы и превращаются в историков. Краеведческий материал с успехом используется в воспитательной внеурочной работе при проведении краеведческих конференций. Через эту работу происходит воспитание гражданственности, любви к родному краю.
На основе собранного материала школьные краеведы готовят доклады и выступают перед своими сверстниками, родителями; пишут заметки в школьные и районные газеты. Школьный музей проводит культурно-просветительскую работу не только в пределах школы, но и среди местного населения. Выпускники, родители – частые гости нашего музея. В результате изысканий школьников выявляются новые данные о тех или иных событиях. Со своими исследовательскими работами учащиеся выступают на научно-практических конференциях «Земля родная», «Старт в науку». Участвуют во Всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия-20 век», в областных конкурсах «Семейный архив», «Моя родословная», «Люблю тебя, мой край родной». В музее работает группа экскурсоводов. Проводятся экскурсии в рамках регионального проекта «Культурная суббота»
Основные направления деятельности музея:
1. Работа с музейным фондом. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов;
2. Поисковая, научно-исследовательская работа;
3. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных экспозиций и передвижных выставок в музее школы;
4. Развитие сетевого взаимодействия;
5. Организационное: оформление и оборудование музея школы;
6. Дополнительное образование. Участие в конкурсах различного уровня;
7. Работа с архивом музея, с письмами, приходящими на адрес музея, звонками по телефону и корреспонденцией в Интернете по запросам родственников.
Создание условий, способствующих привитию музейной культуры учащимся средствами экскурсионной работы.
1. Познакомить учащихся с источниками информации в школьном музее;
2. Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода;
3. Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия теоретического и практического материала;
4. Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую инициативу учащихся.
Основной фонд музея - 110 единиц хранения, научно-вспомогательный – 109 единиц хранения.
В музее хранятся экспонаты представляющие собой историческую и культурную ценность.
Собранные экспонаты соответствуют профилю музея. В музее хранятся награды и личные вещи ветеранов Великой Отечественной войны, оформлены стенды с фотографиями и описанием подвигов героев-пионеров и комсомольцев. Создана экспозиция комнаты прошлых лет, собрана мебель, предметы быта и техники.
Описание основных разделов экспозиции.
В настоящее время в музее выделено несколько направлений работы экспозиций:
Экспозиция «История села Русский Камешкир» содержит документы, рассказывающие о хронологии развития села, первых организаторах советской власти, лучших тружениках села, фотоматериалы по истории села, воспоминания старожилов. Фотографии и документы колхоза "Рассвет" с периода создания и до ликвидации. Экспозиция рассказывает о лучших работниках колхоза.
Экспозиция "Преданья старины глубокой" содержит предметы быта жителей села Русский Камешкир. Часть предметов бытовала в нашем селе на рубеже XIX-XXв.в., другие - в первой половине-середине XX в. Предметы быта: самовары, угольные утюги, весовое коромысло, скатерти, подзоры, занавески, кринки, горшки, мотовил, прялка, рубель, лапти, керосиновая лампа и т.д.
Экспозиция «Никто не забыт - ничто не забыто» представлена фотоархивом, документами (письма с фронта, военные билеты участников войны), воспоминаниями ветеранов ВОВ, стендами с информацией о ветеранах и событиях ВОВ, личные вещи участников Великой Отечественной войны (офицерский планшет, солдатская каска), а также фотографии, сделанные ветераном Великой Отечественной Войны, которые он передал в дар нашей школе. В витринах представлена информация, собранная школьниками о своих дедушках и бабушках, участниках ВОВ, а также письма, извещения времен ВОВ.
Экспозиция «В жизни всегда есть место подвигу» содержит информацию и фотографии участников современных войн (Чечни, Афганистана) жителей села. Имеется материал о погибших.
Экспозиция «Летопись школьных лет» находится материал об истории школы от момента ее открытия. Документы экспозиции рассказывают об учителях, работающих в школе, о директорах, о выпускниках, о пионерской и комсомольской организациях школы.
Ордена и медали ветеранов Великой Отечественной войны,каска времен Великой Отечественной войны. Знамена Комсомольской и пионерской организации.
Список актива музея «Память»
План - график работы музея «Память»
на 2020-2021 учебный год
дни недели |
мероприятия |
время |
Понедельник |
Организационная работа |
14.30-15.00 |
Вторник |
Работа с фондами, экскурсиями |
14.30-15.30 |
Среда |
Экскурсии, уроки в музее, лекции, беседы. |
12.00-15.00 |
Четверг |
Подготовка к экскурсиям, мероприятиям. Учёба актива музея. |
14.30-15.30 |
Роль музеев в воспитании патриотизма и любви к своей Родине неоспоримо.
Поэтому, создав музеи, нужно суметь сберечь их и продолжать пополнять фонды.
Такие беседы помогают ребятам не только осознать значимость истории, но и формирует чувство гордости за наше наследие.