Информация о специальных условиях МБОУ СОШ села Русский Камешкир для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ СОШ села Русский Камешкир учебные кабинеты приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Учебные кабинеты оборудованы мебелью, инвентарём, лабораторным оборудованием и техническими средствами для организации безопасного учебного процесса, в том числе и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В МБОУ СОШ села Русский Камешкир во всех кабинетах созданы условия для проведения практических занятий с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для проведения практической части занятий в организации оснащены кабинеты: физики, химии, технологии, информатики, биологии, спортивный зал, мастерская. Имеется кабинет педагога-психолога с реабилитационным оборудованием сенсорной комнаты:
-световой столик для рисования и песочной терапии;
-сухой бассейн;
-мат напольный;
-зеркальный шар с мотором и источником света;
-панель с музыкальными инструментами;
-фиброоптический занавес с гребнем;
-воздушно-пузырьковая колонна;
-пано световое «Звездное небо»;
3. Информация о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В МБОУ СОШ села Русский Камешкир есть библиотека, которыми инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут воспользоваться с помощью сотрудников школы. Книги находятся на стеллажах, доступные для самостоятельного просмотра детьми.
В МБОУ СОШ села Русский Камешкир в свободном доступе находится спортивный зал ( он находится на первом этаже).Спортивный инвентарь, находящийся в зале, укреплен в соответствии с СанПиН. Дополнительный инвентарь хранится в отдельном помещении. Имеются раздевалки. Созданы условия для занятий спортом и двигательной активности с целью профилактики заболеваний и оздоровления детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В образовательной организации используются следующие средства обучения и воспитания:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, рабочие тетради и т.д.).
- визуальные (зрительные): таблицы по учебным предметам; карты по истории и географии; модели, муляжи, макеты по биологии, географии, математике, физике, начальным классам; натуральные объекты (на уроке биологии), портреты художников и композиторов.
- механические визуальные приборы: микроскоп.
- аудиовизуальные (зрительно-слуховые): образовательные видеофильмы, учебные фильмы, презентации.
-средства, автоматизирующие процесс обучения: компьютеры, проекторы, принтеры. На всех компьютерах в учебных кабинетах установлена система Windows, предоставляющая программы и настройки, которые поддерживают специальные возможности для инвалидов и детей с ОВЗ при работе с компьютером:
- облегчение просмотра информации на экране (увеличение экрана инструментом «лупа», настройка цвета для облегчения чтения и восприятия экрана, удаление лишних фоновых рисунков и анимации);
- облегчение пользования мышью (изменение размера и цвета указателя, управление указателем мыши с помощью клавиатуры);
- облегчение использования клавиатуры (настройка работы с мыши или клавиатуры, таким образом, чтобы легче было нажимать клавиши, проще вводить текст и игнорировать случайные нажатия клавиш);
- облегчение чтения и ввода текста (настройка ответа клавиатуры на определенные нажатия клавиш и управление изображением определенных визуальных элементов).
- спортивное оборудование: мячи, скакалки, обручи, лыжи, спортивные снаряды.
Средства воспитания
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося; индивидуальные беседы
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться. классные часы, школьные праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:
а) выясняют условия совместного выполнения задания;
б) организуют его взаимное обсуждение;
в) фиксируют ход совместной работы;
г) обсуждают полученные результаты;
д) оценивают успехи каждого;
е) утверждают самооценки членов группы;
е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;
ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях:
1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;
2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;
3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);
4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
3.Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через:
- дежурство по классу, школе;
- работа на пришкольном участке;
- летняя трудовая практика
4. Игра как средство воспитания
Используется как в урочной, так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:
- организационно-деятельностные;
- соревновательные;
- сюжетно-ролевые.
Деятельность школы, состояние и уровень её работы сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из культурных и духовных центров. Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка.
Личностно- ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитее ученика как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Использование личностно – ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей школьной воспитательной системы личность ребёнка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы.
Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
При входе в школу для инвалидов по зрению находится табличка с информацией, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В здании имеется пандус, достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, предусмотрены специально оборудованные санузлы.
При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Здания школы оснащены противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями, звуковой информацией для сигнализации об опасности.
В зданиях установлены:
- система автоматической подачи сигналов средствами речевого оповещения и управления эвакуацией;
- система видеонаблюдения (внутренняя и наружная);
- система «Тревожная кнопка»;
- световые указатели запасных выходов;
В столовых школы инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут пользоваться услугами с помощью сотрудников школы.
В МБОУ СОШ села Русский Камешкир:
- определена оптимальная учебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул в соответствии с требованиями СанПиН и соблюдением рекомендаций ТПМПК;
- ведется пропаганда здорового образа жизни;
- созданы условия для занятий спортом и двигательной активности с целью профилактики заболеваний и оздоровления детей;
- созданы условия по обеспечению безопасности детей во время пребывания в общеобразовательном учреждении;
- ведется профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с детьми во время пребывания в учреждении;
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ СОШ села Русский Камешкир и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Образование в Пензенской области для людей с ОВЗ и инвалидностью
https://i-mio.org/2016/10/obrazovanie-v-penzenskoj-obl/
Региональная ресурсная площадка развития и сопровождения инклюзивного образования http://ddut-penza.ru/rrprio/
Мультимедийные средства, компьютеры, ноутбуки, принтеры, сканеры, версия официального сайта школы для слабовидящих. Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования по адаптированным программам не предусмотрено по причине отсутствия в школе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специальных технических средствах обучения.
МБОУ СОШ села Русский Камешкир общежитием, интернатом и другими жилыми помещениями не располагает, в том числе, приспособленными для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
МБОУ СОШ села Русский Камешкир общежитием, интернатом и другими жилыми помещениями не располагает, в том числе, приспособленными для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.