Шахматное образование способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала школьников, воспитанию у детей навыков волевой регуляции характера, включает в себя повышение уровня общей образованности детей, формирование компетенций. Учащиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм.Реализации проекта «Шахматная школа» в общеобразовательном учреждении способна придать воспитанию и обучению более активный целенаправленный характер. Правильно организованная система шахматных занятий позволит эффективно выявить и развивать индивидуальные способности ребенка, формировать прогрессивную направленность личности, способствовать интеллектуальному развитию и воспитанию школьника.
В связи с этим в Пензенской области разработана программа курса «Шахматная школа» для учащихся учреждений общего образования.
Реализация проекта «Шахматная школа» строится на основе принципов развивающего обучения.
Цель:
развитие личных и профессиональных компетенций учащихся посредством овладения искусством игры в шахматы.
Задачи:
- содействовать интеллектуальному развитию учащихся, развивать у школьников логическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость;
- обучить детей стратегическим основам шахматной игры, методам долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;
- способствовать овладению ребятами важнейшими элементами шахматной тактики и техникой расчёта вариантов в практической игре;
- включить учащихся в систематическое участие в шахматных соревнованиях и турнирах;
- привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом, формировать чувство уважения к сопернику, умение с достоинством преодолевать неудачи и трудности;
- развивать навыки работы в команде, способствовать освоению корпоративной шахматной культуры;
- формировать познавательную мотивацию в процессе обучения.
Формы освоения искусства игры в шахматы довольно разнообразны, овладение ими происходит на всем маршруте освоения программы. С этой целью применяются различные формы работы: лекции; беседы; игровые и практические занятия; исследовательские работы; сеансы одновременной игры с руководителем; конкурсы по решению задач, этюдов; турниры; игры с гандикапом; игры различного типа на шахматную тематику; доклады по истории шахмат; анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.Основным критерием отбора форм, методов работы с детьми является создание условий для осознанного личностного роста учащегося.
Важным фактором в реализации проекта является открытость образовательного процесса. Приобщение к шахматам учащихся призвано способствовать развитию интереса к этой игре у родителей, жителей микрорайона школы. Проект предусматривает возможность организации работы семейного клуба выходного дня «Играем в шахматы всей семьей», проведения цикла встреч лучших шахматистов района, города, области со школьниками, проведение известными шахматистами края мастер-классов «Секреты шахматного мастерства», проведение товарищеских турниров,организацию работы профильных лагерных смен в муниципальных образованиях, образовательных учреждениях Пензенской области, дистанционного обучения и другое. В целях обогащения и развития духовного мира каждого ребенка в педагогическом процессе используется богатейший потенциал шахмат – образовательный, культурный, духовный, воспитательный, спортивный, коммуникативный.